Hey the Sky! ([info]onnele) wrote,

Музыка в кино: на что способен саундтрек

О публичных лекциях так хорошо было писалось, что стало интересно. Сходили на лекцию «Музыка в кино: на что способен саундтрек».

О месте. Если у вас в аренде оказывается заводской комплекс, не спешите выносить из него все, красить стены белой краской и ставить столы для пинг-понга. Почему-то у нас именно так понимается понятие «лофт». Именно таков FLACON на Дмитровской. Столики для пинг-понга привлекают хипстеров и прочих модных долбоебов с большими-пребольшими зеркалками. Кстати, ни одного отдельно стоящего указателя нет. А карту, которая висит при входе, быстро забываешь.
Стандартное наполнение «культурных кластеров» - галереи, маленькие дизайн-студии, маленькие архитектурные бюро, маленькие туристические и рекламные агентства. И «магазины дизайнерской одежды».
Особенно хочется отметить их. Как правило, там продается одежда сомнительного качества и странных цветовых решений, которую друзья из Индии готовы сделать по приколу за 3 доллара. Возможно, так они и делают и пребывают в уверенности, что их московский друг или подруга раздаривает этот добрый трэш знакомым.
Ну и опустим тонкий момент, что фиолетовое платье при зеленых колготках еще не приобщает их носительницу к нонконформистам или ультрамодным людям.

Лекция о значении саундтрека в кино проходила в пространстве Space. Пустое пространство размером ¾ физкультурного зала. Белые кирпичные стены, плохая акустика. Техническое оснащение лекции было представлено белыми стульями и черными диванчиками, проектором, макбуком, звуковой аппаратурой, в т.ч. микрофоном. К микрофону прилагался организатор сего мероприятия – интеллигентного вида юноша в рабочей робе и очках в пластиковой оправе. Юноша задавал лектору правильные вопросы и иногда сам же давал на них пространные ответы.
Аудитории было много, больше 60 человек. Это приятно.

О Петре Киселеве до этой лекции я ничего не знала. И хорошо – иначе шла бы с предубеждением насчет академичности человека, закончившего Академию хорового искусства и дважды – ее аспирантуру. Петр абсолютно не академичен, очень прост в общении. Он демонстрировал примеры удачного и неудачного выбора озвучки некоторых сцен, мы говорили о том, какие акценты музыка ставит на деталях происходящего на экране. Петр рассказал, как делается саундтрек, что делают звукорежиссер и композитор. Как происходит сам процесс работы – исходя из собственной практики. Когда в фильмах используется классика («Космическая одиссея»).

Когда Петр продемонстрировал примеры своих работ (просто в порядке ответа на вопрос: «Ого! А чья это сейчас была музыка?» - «Моя, к другому проекту»), я была поражена. Потрясающе! Под эту звуковую дорожку сцена казни из «Парфюмера» (белый платочек) выглядела демонически, а сам убийца – каким-то Алукардом. Эта тема оптимально подошла бы для озвучки «Хэллсинга» (аниме) и фильма «Запрещенный прием» (Sucker punch).

Было интересно. Не жалею о почти трех часах, которые пришлось просидеть на неудобном стуле. Признаться, я вообще почувствовала, что что-то не так, только когда отсидела копчик.

И все же.
Под разную музыку замечаешь разные нюансы происходящего.
Музыкальный и видеоряд дополняют друг друга. Но при слабой актерской игре или ошибках монтажа музыка выполняет роль костыля кинематографа.
Когда на экране происходит насыщенное событиями действо, и музыка огромная, насыщенная (Шостакович, «Эпизод нашествия»; музыка Прокофьева в «Александре Невском»), получается перегруз, «масло масляное».
Под разную музыку зритель замечает разные нюансы происходящего на экране.
Тишина, особенно наступившая внезапно, - тоже музыкальный и психологический прием.
То, что для одного – штамп, для другого – новшество и открытие.

Вода мокрая.
Солнце светит.
Наверно, это слишком простая мысль. Слишком очевидная. А хотелось большего. Но, наверно, глупо ждать большего от открытой лекции для разношерстной аудитории.

И еще одна личная теория. Она совсем личная, и поэтому как минимум спорная, а как максимум – неправильная.
В «Начале» Нолана раздаются два громовых раската. Оказалось, что это та самая музыкальная тема из Эдит Пиаф, под которую герои просыпаются, но усиленная и замедленная во много-много раз. В «Терминаторе» музыка звучит нарочито индустриально – как будто ее играют на водопроводных трубах. Это было сделано сознательно. Что делают герои в «Начале»? Они погружаются все глубже в толщи сна. Время начинает течь медленно, и боишься завязнуть в нем. С музыкой сделали именно это – «опустили», замедлили. Терминатор – это робот, бездушная железка. Ему не может соответствовать инструментальная музыка. А значит, надо обработать звук так, чтобы в нем слышался металл. Успех саундтрека – в буквальной передаче того, что происходит в фильме?

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

  • 22 comments

[info]esterion

July 8 2011, 06:47:47 UTC 10 months ago

оооо, как жалко, что я это пропустила!!!

[info]tushan

July 8 2011, 11:36:15 UTC 10 months ago

Рады, что вам понравилось.

По поводу последнего абзаца: эти примеры - вовсе не буквальная передача событий или темы фильма. Ведь музыка вообще неспособна передавать смыслы буквально: были в эпоху Ренессанса такие аттракционы - хоровые концерты, изображающие звукописью атаку кавалерии или фейерверк. Забавно, не более.

Так же, как режиссёр находит "буквальное" воплощение слов драматурга в визуальных образах, движении камеры и тд; так и композитор находит "буквальное" воплощение этих образов в музыке. Это, собственно, и есть творчество. Художник ведь тоже не фотокамера - даже предельно "буквально" передавая видимую им картинку, он всё же создаёт не оптический слепок сцены, а очень, скажем так, стилизованную её трактовку. В этом и суть его работы.

[info]tushan

July 8 2011, 11:51:14 UTC 10 months ago

да, и это не было очевидно из объяснения, но самое интересное в музыке к терминатору - то, что там электронные не только позвякивания и пощелкивания, но и оркестровые партии - жестяные, неестественные струнные. Мы воспринимаем это как издержки эпохи, старого фильма - но это было сознательным ходом.

[info]onnele

July 8 2011, 11:59:39 UTC 10 months ago

Они там уместны. Как уместна синтезаторная вакханалия в "Солярисе". Есть масса советских картин того времени, когда "электронная" музыка используется "нипочему". Просто захотелось кому-то/знакомый композитор другой музыки делать не умеет - ее и поставили. А в "Солярисе" она обусловлена сюжетом.

[info]onnele

July 8 2011, 11:56:31 UTC 10 months ago

Никто не фотокамера, кроме фотокамеры, и это прекрасно)
После лекции вспоминала симфоническую сказку Прокофьева "Петя и волк". Эта вещь изначально не планировалась к экранизации, и тем не менее, не есть ли это идеальный саундтрек, когда музыка подсказывает, что происходит, и не обязательно смотреть на экран?

[info]tushan

July 9 2011, 16:08:38 UTC 10 months ago

ну как и во многих случаях, нету переключателя 1/0. Есть шкала. "Петя и волк" - эксперимент с орекстровыми звучаниями + образовательный проект. Иллюстративность здесь именно звуковая.

Другое дело, что можно серьёзно заняться теорией иллюстрации движения звуком, музыкой и тембром. Наверняка монографии и диссеры где-то есть, особенно за рубежом.

[info]tushan

July 9 2011, 16:11:03 UTC 10 months ago

шкала - в смысле между звукописью (событие изображается в музыке) и иллюстрацией (событие отражается в музыке, подкрепляется ею). В кино используются оба, но первое - всё-таки полезней, чтобы изобразить неизображаемые события: ощущения, взгляды, намерения, массу (плоский экран иногда с трудом передаёт пространство и массу, даже в умелых руках; изобразить огромную армию или Гранд Каньон сподручнее, если использовать музыку/звук)

[info]Петр Киселев

July 8 2011, 17:29:50 UTC 10 months ago

Совершенно с Вами согласен) Спасибо большое за пост! Рад, что Вам понравилось!)

[info]onnele

July 8 2011, 17:38:05 UTC 10 months ago

Вам спасибо)

[info]a_dora

July 8 2011, 17:32:33 UTC 10 months ago

Я часто наблюдала, как аудитория лекции может обогатить материал. Эта лекция была хорошим примером того, как можно потопить хорошего рассказчика. Когда лектору приходится постоянно срываться на заданные наобум вопросы и объяснять элементарные вещи людям, которые-просто-по-разному-видят, содержание явно страдает.

Я нашла подтверждение своей догадке о том, как пишется саундтрек к эпическим драммам и кассовым картинам. По принципу: "взято из классики, переписано по случаю". В классике заложены все нужные драмматургические краски, но т.к. тырить некрасиво, современные композиторы вдохновляются имеющейся нетленкой для написания похожих сэмплов.

Интересно было то, что в при создании "Космической одиссеи" использовался тот же принцип: композиторы писали OST по классическим образцам. Только перед премьерой Кубрик плюнул на всех и вставил в фильм те самые образцы, а именно обоих Штраусов. Что сказать, гений.

На телевидении, кстати, идут часто по такому принципу: создаются базы фоновой музыки, написанной специально для монтажа сюжетов, где средняя длина кадра составляет 4 секунды. Таким образом, она в общем и целом хорошо ложится.

Естественно, это не относится к документалкам, которые монтируются по музыке, когда мелодия задает ритм и поддерживает драмматургию.




[info]onnele

July 8 2011, 17:40:13 UTC 10 months ago

Про базы фоновой музыки - интересно. Очень интересно. Буду знать.

Кстати, см. комменты выше. Теперь осталось дождаться мужчину, отягощенного техническим образованием (3-ий ряд, справа), многомудрую девушку с задних рядов ("музыка вторична") и страдающего аудитора с 1-го ряда.

[info]Петр Киселев

July 8 2011, 17:44:12 UTC 10 months ago

Да. Вы правы. Я и сам часто пишу фоновую музыку для телепрограмм. Самое смешное, что я всегда стремился создавать красивые мелодии. Даже для фоновой музыки. Как оказалось, именно это и мешает. Музыка в таких вещах должна быть незаметной.

[info]onnele

July 8 2011, 18:01:35 UTC 10 months ago

А что она из себя представляет, эта фоновая музыка? Можно хотя бы один пример? В телеке я человек совсем неискушенный)

[info]a_dora

July 8 2011, 19:00:48 UTC 10 months ago

Я тебе вышлю пример как раз из такой базы, когда буду у своего компьютера.

[info]tushan

July 9 2011, 16:12:18 UTC 10 months ago

Это ещё что =) ВГТРК и другие каналы со звериным упорством используют одни и те же саундтреки из "Бойцовского клуба" и даже компьютерных игр (для последних часто пишут хорошую иллюстративную музыку, а попасть с правами ещё менее вероятно).

[info]a_dora

July 8 2011, 17:55:52 UTC 10 months ago

Петр, пожалуйста, не отказывайтесь от идеи писать красивую музыку))) То, что мы вчера услышали - было прекрасно. А для сюжетов - музыка все равно сильно занижается по уровню звука в эфире) Я столько раз обламывалась, когда ювелирно вырезаешь музыку, а в эфире практически не слышно нюансов.

[info]Петр Киселев

July 8 2011, 18:55:56 UTC 10 months ago

Спасибо)) Но я и не отказываюсь, конечно! Просто с опытом постепенно приходит понимание того, какой материал требуется в том или ином случае) Тем более что мне часто говорят на телеке: "Это для нас сложновато, можно то же самое, только без мелодии")) Так что красивую музыку я приберегу для вас, благодарных слушателей!
А что касается фоновой музыки, то она примерно такая: http://files.mail.ru/1MJFYK

[info]onnele

July 8 2011, 19:14:50 UTC 10 months ago

Опять же, спасибо)
Я всегда думала, что музыка, которая играет фоном, вырезается из каких-нибудь более крупных произведений. А оно вот как, оказывается.

[info]cavalier_garde

July 8 2011, 19:32:54 UTC 10 months ago

Любопытная запись, спасибо!
Влияние звукового ряда вообще важно. Специально обращаю внимание на ролики новостей. Порой это уже почти пошлость, хоть и талантливая (если это прилагательное примениемо к пошлости): то, как музыкальной озвучкой, текстом диктора искажено то, что засняла камера.
Например, сегодня 30-летие "Юноны и Авось" в Ленкоме. Зачем-то ролик сделали в минорных тонах, мол, исполнители уже не те.
Когда говорится о "Юноне" 1981 года - телевизор показывает узнаваемые моменты, звучат знакомые музыкальные фразы со старой записи. Когда говорят, что новая якобы "уже не та" - берётся полулюбительская огрызочная съемка современного спектакля, ни одного чёткого завершённого момента, какая-то нарезка мельтишит (ну это про видео), аудиоряд - то же самое. Приём аудио принципиально не соответствует моментам из видео. Не опаздывает - а просто другое. К картинке с поющей актрисой приложен звук настраивающихся гитар и ударных. Конечно, ощущение какой-то сутолоки, практически конвульсий.

[info]onnele

July 9 2011, 08:27:32 UTC 10 months ago

Возможно, так оно и задумывалось. Новости не по НТВ ли часом?

[info]tushan

July 9 2011, 16:57:58 UTC 10 months ago

тут победили драматурги =) репортажу нужен конфликт )

ну или у журналиста левая нога захотела. Но в любом случае это же не случайно, это на монтаже делают.

Да взять хотя бы скандал с перемонтажом звука на интервью с бесланской мамой!

[info]cavalier_garde

July 9 2011, 18:50:01 UTC 10 months ago

Да, наверняка, так и было задумано. Т.е. это пример хорошей работы и с видео, и со звуком. Ну а этика тут не замешана)
Нет, по Вести Россия.

А вот Культура сделала дрянной репортаж уже ненамеренно. Просто журналисточка работать не умеет. Было как-то такое на ОРТ, кажется, когда у Константина Райкина ведущая, заигрывая, попросила разрешения называть его Константином, так как не знает его отчества.
Вот примерно так сделали репортаж на канале Культура. Но это уже совсем другая история)
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…